Непутевые заметки.

(по-моему такое название – плагиат, но оно точно отражает содержание описанного далее)

август 1994г.

Уж и не знаю, интересно ли кому-нибудь будет все это читать, но мне, несомненно, было чрезвычайно интересно писать это, в который раз переживая все то, что здесь написано.

Итак, во время отпуска мне посчастливилось попасть в столицу Европы – Брюссель. Мой батя работал там в посольстве и вот сделал вызов. Я понимал, что предстоит чрезвычайно интересное путешествие, но того, что было на самом деле, мое совковое воображение не могло изобразить.

Полет проходил на нашем ИЛ-86, что явилось предисловием к той массе впечатлений, полученных далее. Летели высоко и над густой облачностью, потому обозревать окрестности пришлось только непосредственно перед посадкой. У них самолеты заходят на посадку резко, не так как у нас – пугая всех окружающих длительными полетами на низкой высоте. Как только мы вынырнули из облаков, первое, что предстало нашим взорам была огромная – яруса в четыре – дорожная развязка. Может это прозвучит банально, но развязка – это действительно грандиозное зрелище. Непонятное хитросплетение идущих во все стороны эстакад с парой-тройкой отходящих от всего этого дорог. Такое впечатление, что кто-то намотал совершенно непонятным образом полоски бумаги. Небольшой кусочек города, увиденный за короткое время снижения скорее напоминал нашу деревню, чем большой город – маленькие домики, окруженные садиками, узенькие улочки и полное отсутствие всякого движения.

Путь от аэропорта до посольства довольно длинный, но на фольксвагене, который нас вез, он показался очень недолгим. Учитывая, что на иномарке мне приходилось до этого ездить лишь на собственной свадьбе, что было 3 года назад, эта поездка “с ветерком” тоже была продолжением того интересного вступления.

То ли от небольшой усталости, но ли от непривычки к большому объему новых впечатлений, практически не чувствовалось, что находишься в другой стране – разве что в другом, более красивом городе.

Наше посольство в Брюсселе – зрелище достойное. Огромная территория, вся в зелени, довольно большой пруд с лебедями и огромными карпами, которых наши уже пробовали ловить, но на вкус они оказались неприятными, что их и спасло.

Прилетели туда мы в субботу, а в понедельник, отойдя от последствий радушной встречи, отправились в город. Пешком. Но оказалось, что так передвигаться по городу у них не принято. Причем до такой степени, что тротуары вдоль дорог сделаны настолько узкими, что идти по ним вдвоем просто невозможно. Так и растянулись мы в цепочку жена, мой брат и я. Нужно сказать, что наше посольство находится в одном из самых престижных и дорогих районов города. Домики там только частные, но зато что это за домики… Двух-трех этажные особнячки современной архитектуры с огромными окнами и обязательным подземным гаражом, въезд в который настолько крутой, что кажется, на Жигулях оттуда просто не вылезешь (экономят землю – она там очень дорогая). Прилегающая к домам территория не огорожена забором, но вокруг насажан густой кустарник, который и является границей территории. Эти кустарники регулярно и весьма тщательно подстригаются. Причем настолько ровно, что каждый раз задаешься вопросом – как же можно так ровно стричь, и рука не дрогнет. Все оказалось просто. Кустарники стригут в трезвом виде специальными машинами, похожими на травокосилки, с двигающимися друг относительно друга лезвиями. Эту косилку можно расположить горизонтально или вертикально. Колесики, которые к ним приделаны, катятся по асфальту, который и является той направляющей. Короче, процесс стрижки удобен и даже интересен, а результат можно увидеть возле каждого дома. Внутри территории обычно расположен тщательно подстриженный газон и может еще какие-то насаждения (не яблони, конечно), но это все, что открыто взору. Самое интересное скрыто за домом. Там может быть небольшая детская площадка, бассейн, да мало ли что еще. Правда, туда наш человек не вхож.

Ворота или любые другие заграждения весьма редки, то есть можно свободно войти на территорию и даже в дом, ни кто и ни что мешать не будет. Но дело в том, что это не принято! И так обычно никто не делает. Не стали пытаться и мы. Впрочем, как потом мы заметили, на многих домах висят блоки системы безопасности, а кое-где даже установлены камеры, тщательно замаскированные в гуще кустарника. Но там это, пожалуй, лишь роскошь, а не необходимость.

Улицы действительно очень узкие – по ряду туда и обратно. А так как по обе стороны дороги стоят машины (что еще больше сужает тротуар), ездить по ним можно только на легковых машинах – грузовики и автобусы проезжают с трудом. Впрочем, в этом районе грузовики вовсе не ездят. Присутствие машин на дороге говорит о том, что в доме не одна, и, скорее всего, даже не две машины, а более. И несмотря не это, видно, что деньги экономят даже здесь – вторая-третья машина обычно очень маленькая – городской вариант. Кстати, таких малышей теперь выпускают почти все известные европейские автофирмы. Многих моделей в Москве я и вовсе не видел, и особый восторг у всех нас вызывал маленький лупоглазый Renault. Впрочем, машины там все выглядят привлекательно – они всегда чистые, кроме того, в этом районе ни кто не позволит себе роскоши иметь старую или чуть битую машину.

Дороги покрыты гладким асфальтом, который кажется чрезвычайно шершавым, что должно обеспечивать высокое сцепление. Впечатление, что можно разогнаться. Но не тут то было – через довольно короткие промежутки на дороге сделаны выступы, проехав через которые на высокой скорости очень легко остаться без колес. Каждый такой выступ обозначен специальным знаком. Ездят, как понятно, все, но впечатление, что за рулем всегда женщины. Привыкнув с настороженностью относиться к этому явлению в Москве, там я тоже поначалу дергался, завидев даму за рулем, но оказалось, что это вполне безопасно. Там пешеход всегда имеет преимущество. То есть, если ты переходишь дорогу и видишь мчащуюся машину, можешь спокойно идти дальше – она все равно остановится. Причем водитель не вылезет к тебе с проклятиями, а просто с милой улыбкой подождет, пока ты перейдешь. Ох, как быстро привыкаешь к хорошему!

Выйдя из этого района, мы попали в обычный город. Улицы там довольно широкие, часто можно встретить трамваи, да и народу пешего побольше. Дома и здесь не отличаются высотой – максимум 4 этажа. Но это уже не частные домики. Интересная деталь, дома строят впритык друг к другу (вообще без промежутка), причем архитектура соседних частей обычно отличается очень сильно. Но, тем не менее, огромные, ничем не закрытые окна позволяют обозревать большущие, часто сквозные комнаты. Это и есть обычные городские квартиры. Они расположены не как у нас – на одном этаже, а занимают весь стояк дома – снизу доверху. Обычно в нижнем этаже расположено не жилье, а какой-нибудь магазинчик или ресторанчик. И такая разноликая гряда домов часто тянется по всей улице.

По мере приближения к центру, количество и разнообразие различных заведений увеличивается. Красиво отделанные витрины и вывески безусловно привлекают внимание. Так и подмывает зайти внутрь, что мы и делали, подходя к очередной двери. Внутри народу обычно мало, и потому продавец всегда имеет возможность поздороваться с тобой и спросить, что интересует. Но вот беда – на французском языке. А ни я, ни жена, ни брат в этом деле не шурупим. Однако после нашей фразы “Sorry, we speak English” все проблемы отпадают. Удивительно, но почти в любом магазинчике продавец худо-бедно, но может объясниться по-английски. А многие столь красноречивы, что наши весьма скудные школьно-институтские познания не позволяют нам в полной мере понять их. Но зато по-русски не говорит ни кто. Поэтому ходя по улицам и разговаривая мы чувствовали себя настоящими иностранцами.

Позволю себе совершить небольшое отступление. Бельгия – страна двух языков – так уж сложилось исторически. Эти языки – французский и фламандский. Брюссель находится в области, где основной язык фламандский, но в самом городе практически все говорят по-французски. Однако, чтобы не выделять один из языков в столице, все названия, дорожные указатели, словом вся текстовая информация написана на двух языках. Интересно, что франко-язычные и фламандские бельгийцы не очень хорошо друг к другу относятся. Я сам наблюдал сцену, когда в один из магазинчиков зашел человек и спросил что-то у продавца по-фламандски. А тот стал отвечать ему на французском, хотя я уверен, что фламандский он знал хорошо. Там вообще нормально знать 2-3 языка, причем знать хорошо, чтобы иметь возможность полноценно общаться. Все более-менее образованные люди обязательно знают кроме французского и фламандского еще английский и немецкий. Степень владения, конечно, различная, но факт интересный. Любопытно, что полицейские тоже являются образованными людьми (не в пример нашим), и всегда легко отвечают на вопросы, заданные на английском. Когда я шутки ради обратился к полицейскому по-немецки, он тоже не испытывал особых затруднений. Еще раз прошу прощение за отступления и возвращаюсь к прерванной теме.

Интерьер магазинов обычно средненький, без вычурности, впрочем и ассортимент не поражает. Хорошую вещь найти необычайно сложно. Все какое-то неприглядное, дешевое (на вид, но вовсе не по цене). Есть, правда, дорогие магазины, но это фирма, и с нашими скромными возможностями туда просто незачем соваться. Да что там говорить, если какой-то галстук стоит столько, сколько в среднем получает работник нашего посольства за месяц! Меня такие дела совершенно не прикалывают.

Хотелось бы еще несколько слов сказать про организацию дорожного движения. Ближе к центру появляется много улиц, покрытых брусчаткой. Рельеф местности, на которой расположен Брюссель очень холмистый и потому постоянные подъемы и спуски создают дополнительные сложности для движения. Но зато дороги столь тщательно размечены и так обильно оснащены различными указателями, что это значительно облегчает ориентирование. Маленькая деталь – светофоры расположены на фоне черной пластины, на манер наших железнодорожных, поэтому в независимости от расположения солнца зажженный свет всегда хорошо виден. Иногда на не очень бойких пешеходных переходах установлены светофоры с красным, желтым и желтым мигающим огнями. При этом на столбе имеется кнопочка, которую нужно нажать, чтобы перейти через дорогу – здесь вряд ли просто так уступят – движение интенсивное и скоростное. И удивительно, что кнопочку эту нажимают только когда хотят перейти через дорогу, а не всякий раз, проходя мимо столба. Для трамваев иногда отделено место для движения, а иногда пути расположены рядом с обычной дорогой. Но на пути обычно не выезжают, хотя это и не запрещено. Уж и не знаю, как это сделано, но трамваи у них не грохочут. Выясняя этот вопрос, мы с братом тщательно разглядывали рельсы, но не обнаружили ни одного стыка. Так ведь не бывает?! Еще одна интересная особенность ихних правил – у них всегда действует правило помехи справа. То есть, если ты едешь по улице, то должен пропускать всех, кто выезжает на нее справа от тебя, из какой бы дырки он не вылез. И самое удивительное, что все так и делают. Естественно, на больших улицах установлены знаки приоритета, но на маленьких все именно так.

Возвращаясь к магазинам, хотелось бы отметить их техническую оснащенность. Особенно поражают ей супермаркеты, но это отдельный разговор. Но даже в самой небольшой одежной лавке такая система. На каждой вещи прикреплен особый, даже не знаю, как его назвать, брелок, что ли. Он прокалывает ткань и с обратной стороны заканчивается шляпкой. Когда мне сказали, что снять его невозможно, я сначала усмехнулся, мол с нашей-то смекалкой, но брелок, видимо, выдумали тоже наши, поэтому действительно его не снимешь. А нужен он для того, чтобы, выходя из магазина, ты не прихватил неоплаченную вещь. Дело в том, что во всех вещевых магазинах система самообслуживания, и ни кто при этом строгим голосом не требует сдать свои сумки в камеру хранения. А при выходе установлена калитка на манер аэропортовской, но не такого угрожающего вида, которая запищит, если попытаешься пронести через нее что-нибудь с этим самым брелоком. Если же ты решил что-то купить, они снимают этот брелок каким-то хитрым аппаратом, принцип действия которого я не понял. Просто был брелок и нету его. Часто в магазинах установлены камеры, которые позволяют обозревать все его закоулки. Кассы там обычные, но часто соединены с компьютером, на котором отображается все, что ты купил. Интересно, что на выходе стоит не мордоворот с дубиной и в хаки, а милая девушка, которая улыбнувшись попрощается с тобой. Ну так просто принято!

Обилие ресторанчиков и кафе просто поражает. Большинство из них имеют почти одинаковый ассортимент – пиво и всякие мелочи к нему (разве что воблы нету). В такие заведения обычно приходят, чтобы поболтать. Взяв кружку пива, сидят с ней чуть ли не по полдня. Но всякие бабульки-дедульки со своими маленькими собачками видимо находят в этом то, что им нужно. Ассортимент пива довольно широкий. Обычно пиво разливное (в бочках) или бутылочное. Баночное не пользуется популярностью и продается разве что в автоматах на улице. Надо сказать, что этот июль-начало августа в Брюсселе были такими же жаркими, как и в Москве, поэтому заведения такого рода никогда не пустовали. Вообще пиво пьют все, особой популярностью пользуются местные Stella Artois и Jupiler. И не даром. Это действительно неплохие, легкие и приятные напитки. В Москве я этого пива ни разу не видел, да что там в Москве, если даже в соседней Голландии Stella Artois днем с огнем не сыщешь. Между прочим, после пива не возбраняется садиться за руль. Наши этим обстоятельством пользуются охотно, а наш известный корреспондент Кипрас Мажейка, который часто появлялся в нашем посольском баре, регулярно принимал кружечку-другую, прежде чем отчалить домой на машине, видимо считая это вполне нормальным явлением. Но, несмотря на поголовное пристрастие к пиву, пьяных на улицах совсем нет. Конечно, сильно с пива не наберешься, но это смотря с какого. Один лишь раз мы видели пьяного бомжа, но и то, на него можно было смотреть – какой-то он не по-нашему пьяный был, не совсем пьяный, что-ли. А бомжей и попрошаек там хватает. На улицах рядом с центром они стоят возле крупных магазинов со стаканом из МакДональдса в руке (туда, в этот стакан, предполагается класть деньги).

Кроме ресторанчиков с пивом есть много других заведений. Часто встречается McDonalds и его более дешевый собрат Quick. У них это действительно закусочные, куда заходят все, кто хочет. Больших очередей там не бывает, и место в зале или на улице найти легко. Ассортимент тот же что и у нас, только еще всегда бывает пиво. Мы заметили, что напитки и коктейли (там их называют милкшейк) имеют какой-то привкус и слегка отличаются в худшую сторону от наших. Да и картошку (фриты) у них делают хуже, чем у нас. Хоть в чем-то мы их обскакали. Впрочем, о вкусах не спорят. Кроме того, у них большим спросом пользуются в этих закусочных различные салаты, чего у нас я не встречал (вроде бы). В Quick’е есть интересная приманка: если возьмешь 4 ихних Giant Menu (туда входит бутерброд, типа двойного гамбургера, пакетик фритов и стакан Sprite), то получишь компакт диск с текущей лучшей десяткой хитпарада. Мы эту возможность использовали, и представляете, что обнаружили на этом диске при прослушивании – никогда не поверите! – перед одной из песен записана реклама на русском языке одной из наших торгово-закупочных фирм (сейчас не помню какой)! Диск изготовлен и записан во Франции по австралийской лицензии, и совершенно не понятно, как туда попала наша реклама, и тем более не понятно, на что расчитывали наши рекламодатели, записывая рекламу не диск, который поедет в страну, где никто не говорит по-русски?! Но музыка хорошая.

Кроме закусочных есть ресторанчики с особым ассортиментом и весьма кусачими ценами. Туда мы ходили только поглазеть, но услужливые официанты (гарсоны) настойчиво предлагали нам столик и меню. И неудивительно, ведь посетителей там почти нет. Местные туда не ходят и в основном они расчитаны на богатых туристов и своих бизнесменов. Мы были туристами, но к сожалению, далеко не богатыми. Оформление таких ресторанов просто поражает. Если в нем подают рыбные блюда, то прямо на улице перед входом установлен огромный наклонный стол, где выложены на льду всяческие рыбы, ракушки и прочая морская живность (естественно уже не живая, но в отличном состоянии). Перед входом же установлена небольшая доска, на манер нашей школьной, где мелом написан ассортимент и цены. Сначала подумай, а потом заходи. А внутри… Это надо видеть, ибо тут я бессилен – клавиатура не позволяет донести ту атмосферу, что царит там.

Но самое большое впечатление от ихних супермаркетов. Для того чтобы нашему человеку первый раз войти туда, нужно заранее морально подготовиться. Этим можно заняться в Московских т.н. супермаркетах, этих примитивных подобиях настоящего ихнего чуда. Прежде всего, еще до входа внутрь обращаешь внимание, насколько хорошо продумано все вокруг. Обязательно есть огромная стоянка, куда можно поставить свою машину (по магазинам у них ездят только на машинах). Рядом с нашим посольством находится один такой супермаркет, который называется Delhaize. Перед ним расположена небольшая стоянка, но основная часть машин паркуется на крыше, куда организован удобный въезд и приезжает из магазина огромный лифт (не таскать же все покупки по лестнице). Входная дверь распахивается автоматически, и ты оказываешься внутри. Обилие товара поражает! Его там не просто много, а слишком много. Описывать ассортимент нет смысла, так как есть все. Многие наивно считают, что у нас тоже уже все есть, так вот вовсе нет! Наше все и ихнее ВСЕ – значительно дальше друг от друга чем небо и земля. Огромные полки, заставленные товаром, тянутся так далеко, что, глядя из одного конца в другой, с трудом разбираешь, где они заканчиваются. Можно составить впечатление о масштабах этого магазина. При этом в нем продаются только продукты питания, но есть супермаркеты, в которых наряду с продуктами есть и одежда, и техника, и книги, и все что душе угодно. Размеры таких магазинов еще больше и этажей там не один. Естественно, во всех этих магазинах организовано самообслуживание. Перед входом стоят тележки просто невероятных размеров, скрепленные между собой цепочками. Если тебе нужна тележка, ты вставляешь в замок монету в 20 бельгийских франков (это примерно 60 центов) и цепочка расцепляется. После выхода из магазина эта тележка оставляется в том же масте, при этом конец цепи со специальным ключом от стоящей впереди тележки вставляется в замок твоей и монета выскакивает. Считается, что это должно способствовать тому, что тележки всегда будут оказываться в исходном месте. И обычно так и делается. Наши, правда, поступают проще – везут все покупки в посольство прямо в тележке – благо недалеко. А если совсем лень ее обратно возвращать (хотя и недалеко), то в посольстве есть специальный ключ, который наши уже отпилили от ихних тележек. При помощи этого ключа монетка извлекается, а вот тележка остается в посольстве. Их там уже поднакопилось. Обидно, право, за державу.

Кроме тележек в супермаркетах много разных других прибамбасиков, типа камер и автоматических дверей, но самое интересное – во фруктово-овощном отделе и в кассе. Фрукты-овощи, конечно, есть любые. Причем как фасованные, так и россыпью. Ну, с фасованными все просто, взял упаковочку да и положил в корзину, а с рассыпными поступают так: отрывают от специального мотка полиэтиленовую сумку-пакет, накладывают в нее, скажем, помидоры и потом кладут все это на специальные весы. Далее на этих весах нажимают кнопочку, на которой нарисовано то, что ты взвешиваешь (помидоры, например) и из этих весов выезжает липкая этикетка, на которую нанесен штриховой код с ценой и идентификатором товара. Эту этикетку нужно приклеить на пакет с помидорами. Все.

Всяческие напитки (кстати, ни разу не видел там Пепси!?) обычно продаются в 2-х литровых пластиковых бутылках (как у нас) в упаковках по 4-6 бутылок. Меньше почему-то не берут. Да и вообще все упаковано по несколько штук вместе, причем часто применяется система “подарка”, то есть если покупаешь упаковку с 4-мя бутылками воды, платишь за три, а четвертая идет бесплатно, в подарок. При этом на упаковке написано: 3+1 Gratis! Доходит до абсурда, когда какой-нибудь спрей в герметичном флаконе несет на себе гордую надпись 400+50 Ml Gratis. То есть, покупаешь 450 мл по цене 400 мл (попробуй в таком пузырьке купить 400 мл!)

Пропутешествовав между рядами около часа (меньше вряд ли получится) подкатываешь с полной тележкой к кассам. Касс много и обычно все работают. Над кассой висит некоторое подобие светофора, где написано, занята касса или свободна. Издалека можно определить куда лучше подойти, чтобы долго не ждать. Подходя к кассе, начинаешь выкладывать свои покупки из тележки на конвейер. Твои покупки от покупок предыдущего и следующего покупателей отделяются специальным разграничителем, который тоже ставится на конвейер. Когда подходит твоя очередь, кассирша начинает перебирать все твои покупки, проводя их штриховым кодом около считывающего окна. Устройство распознает код на расстоянии около 10-15 см и вне зависимости от его расположения перед окном. Одновременно касса автоматически выбивает чек с наименованием товара и ценой. Твои покупки кассирша перекладывает на выходной конвейер, откуда ты их можешь забрать, положив в полиэтиленовые пакеты, которые даст она же в неограниченном количестве, и на которых изображена символика магазина. Словом, все для человека. В нормальном варианте, эти пакеты опять складываются в тележку и отвозятся на стоянку к машине. Но наши прут их вручную.

Интересно наблюдать, как какая-нибудь бабулька с трясущимися руками и ногами подвозит тележку к какому-нибудь Alfa-Romeo и выложив покупки в багажник и возвратив тележку, поправляет очки и сев за руль, покидает стоянку, скрипнув на прощанье проворачивающимися на месте колесами. Вообще бабульки там – это особая статья. Такое впечатление, что жить там люди начинают, выходя на пенсию. На самом деле, молодежь и люди среднего возраста одеваются более чем невзрачно. Редко когда увидишь девушку со следами макияжа на лице или хотя бы аккуратно причесанную – ну ей Богу, до предела невзрачно выглядят. А в такой одежде, как можно встретить там у нас ходят разве что бомжи. Чувствуется, что люди экономят на всем. Зато, выйдя на пенсию все, сэкономленное за жизнь, тратится со звоном. Пожилые люди одеваются почти шикарно, на женщинах штукатурка самых дорогих фирм, а прически просто поражают, когда в таком возрасте за всем этим следить. Но государство дает для всего этого возможность, которая и используется. Почти все пожилые люди ездят на машинах, причем частенько на весьма представительских моделях, они имеют возможность посещать растораны, различные клубы и все что угодно, в результате чего все эти заведения именно ими и заполнены. Одним словом, люди ЖИВУТ!

Таким раздольем жизни могут еще похвастать дети. Действительно, там удалось полностью воплотить в жизнь наш пламенный лозунг – “Все лучшее – детям”. Для детей там сделано все. Даже при самой незначительной забегаловке в муниципальном парке организована детская площадка, где малыши могут повозиться под присмотром (не бесплатном, конечно) специальных наблюдателей, которыми обычно являются подрабатывающие студенты, пока взрослые проводят время в разговорах за кружкой пива. А их луна парки – это что-то. Помнится, в детстве мне нравилось ходить в наш парк Горького, но любой ихний луна-парк не идет с ним ни в какое сравнение. Впрочем, об этом так много сказано в наших средствах массовой информации, что просто нет смысла повторяться. Там здорово! Впрочем, для проведения досуга и взрослым есть что выбирать. Различные музеи, клубы, те же луна-парки, бассейны (справка туда не нужна) да и просто парки. Но особо хотелось бы отметить комплекс под названием Bru Park, куда входят знаменитая мини-европа, не менее знаменитый атомиум, а так же замечательный бассейн с аттракционами и кинозал просмотра самых свежих фильмов. Правда все это довольно дорогое удовольствие (билет на посещение мини-европы, атомиума и бассейна стоит 750 франков примерно 23.5$. Но удовольствие стоит того! Единственное разочарование – атомиум. Внутри настолько поганый музейчик, что он портит все впечатление от увиденной панорамы города. Правда высота не идет ни в какое сравнение с нашей останкинской башней, но так как город невысокий, то виден он весь. Зато мини-европа – поистине замечательное зрелище. Дорожки на территории проложены так, чтобы можно было обойти все сооружения практически со всех сторон. Маршрут пролегает через разные “государства”, о чем можно судить по специальным информационным табличкам, расположенным на “границе”. Там же можно нажать кнопочку, чтобы послушать гимн этой страны. Вся экспозиция постоянно подновляется, так например уже можно увидеть сцены разрушения Берлинской стены и модель тоннеля под Ла-Маншем. А вот России там нету вовсе. Да это и ясно – чистыми европейцами нас никогда не считали.

Бассейн, входящий в комплекс (называется он Oceadium) тоже, безусловно, заслуживает большого внимания. Билет действует на 4 часа посещения (за это время там не успеешь соскучиться). Время твоего входа записывается на входной карточке штриховым кодом. Эту же карточку нужно вставлять в замок камеры хранения вещей. При выходе ее же необходимо опустить в автомат, который определит, не просрочено ли время. Если нет, то все нормально, а если да, то плати штраф 200 франков (6 баксов). Чтобы не бояться просрочить, можно взять билет на весь день. Это будет дешевле, чем платить штраф. Что же там делать целый день, спросите вы? О, есть чего. Кроме обычного плавательного бассейна там есть много различных увеселительных мероприятий, которые не дают скучать. Наибольшей популярностью пользуются трубы. Забравшись на высоту метров в 20, ты садишься в большую трубу (около 1.5 м в диаметре), внутри которой течет вода и поехал. На своем протяжении она имеет несколько поворотов, где тебя изрядно окатывает водой. Наслаждение значительно выше среднего. Кроме того, есть горки, тоже с водой, съезжая с которой падаешь в воду с высоты 1.2 м. Есть круговорот – организованное сильное течение воды между двумя стенками. Устоять против течения невозможно. Каждые пол-часа или 15 минут (в зависимости от времени суток) в большом бассейне идет волна. Почти как в море. На плавном выходе из бассейна волны заворачиваются небольшими гребешками, где резвится счастливая малышня. Кроме того есть несколько фонтанов и ванны с “бульбашками”. Словом, скучать не приходится. Неизменный атрибут – закусочная (с пивом, конечно), присутствует и здесь. А весь интерьер так здорово оформлен живой зеленью, что поглядывая на часы, с сожалением отмечаешь, как времени остается все меньше и меньше.

Не имея возможности перемещаться, как принято у них – на машине, нам частенько приходилось пользоваться общественным транспортом. Из этого дела у них работают автобусы, трамваи и метро. Троллейбусов нет вовсе – чего-то они им не приглянулись. Проезд оплачивается следующим образом. В магазинах или у специальных распространителей покупается специальная карточка с магнитным слоем на 10 поездок. Стоит она 305 франков (около 9.5 долларов) и действует на всех видах транспорта. Для того, чтобы оплатить проезд, эту карточку, после входа в салон нужно опустить в специальное считывающее устройство. Она уплывает вовнутрь, где с нее считывается количество оставшихся поездок и на оборотной стороне печатается строка, где записана дата, время, регистрационный номер автобуса (или трамвая, метро). После этого можно ехать в течении часа. При этом можно пересаживаться на любой другой маршрут или вид транспорта. По истечении часа необходимо осуществить доплату. Штрафы просто страшные 8000 франков (почти 250 долларов) – десять раз подумаешь прежде чем не платить. При нас забрали одного негра-халявщика. Кисло ему, видно, будет. Между прочим, забирали тихо и вежливо, а тот так же спокойно отвечал на все их вопросы, которых много задавали, заполняя какую-то бумагу. В общественном транспорте ездят самые разные люди, но большинство все-таки негров, латиноамериканцев и других национальных меньшинств. Никакого разграничения мест в салоне нет. Заполненность примерно на 50-80 процентов (имеются в виду сидячие места). Один лишь раз ехали мы в наполненном (по их меркам) трамвае, где стояло человек 10! Это много. Между прочим, бывает, что трамвай заезжает в метро и у них имеется общая подземная станция пересадки. И как-то у них не ощущается час пик – народу в транспорте столько же, сколько и в обычное время. Видимо все работающие ездят на машинах. Интервалы движения транспорта довольно большие – минут 15-20. На каждой остановке висит расписание, согласно которому, причем минута в минуту, подъезжает автобус или трамвай. И еще об оплате. Если нет необходимости покупать карточку на 10 поездок, можно взять прямо у водителя на одну, правда стоить она будет уже 50 франков! Кроме того, существуют карточки на целый день поездок (если их предполагается делать много) стоимостью 120 франков (чуть меньше 4$). Но зато можно целый день колесить по городу. Удобно и, видимо, выгодно.

В салоне нет горизонтальных поручней сверху, по-поводу чего мы с братом долго плевались, стоя в трамвае. Но зато на каждом вертикальном столбе расположена кнопочка, которую нужно нажать, если на следующей остановке имеешь желание сойти. Если не нажать, а на остановке не будет народу, водитель не остановится на ней. Меня поразила мощность тамошних автобусов (фирма Vanttool) – разгоняются они просто умопомрачительно. Как уже говорилось, Брюссель – город не ровный, изобилующий частыми и порой довольно крутыми подъемами, на которые наш несчастный ЛиАЗик наверно не в жисть бы не взобрался. А те прут, да еще с хорошим запасом. Автоматическая коробка передач делает их разгон непрерывным и ровным. Порой просто поражаешься, как умудряется водитель на такой высокой сторости так лихо маневрировать по ихним узким улочкам. В городском транспорте багаж не возят – максимум дамская сумочка, и потому на нас здорово косились, когда мы вплюхались в автобус с огромной коробкой с синтезатором, купленным в центре. Короче, ездить у них можно и на общественном транспорте.

Кстати, карточки у них применяются не только в транспорте. Для того, чтобы позвонить по обычному городскому уличному телефону тоже необходима специальная карточка. Стоит она 200 франков и позволяет общаться по телефону в пределах города 20 минут. Но так как любой уличный телефон имеет выход на междугородную и международную линию, время разговора может быть уменьшено за счет повышения стоимости. Мы, например, довольно часто звонили в Москву. Делается это обычно вечером, так как вечером стоимость разговора дешевле. Но даже вечером 20-минутная карточка при звонке в Москву выходит примерно минут за 7-8. Да что там телефон! Когда я слегка приболел (акклиматизация, видимо), то в местном госпитале, где врач меня только осмотрел и дал рекомендации по лечению, на меня завели в компьютере дело, а на руки выдали пластиковую карточку, на которой выбиты все мои данные. В руках приятно держать. Ну а банковские кредитные карточки у них вообще чуть ли не основной вид расчетов.

Нам повезло, так как удалось организовать поездку в Голландию. Там перемещение из страны в страну дело простое и недолгое. Сел в машину и через 1.5 – 2.5 часа ты уже в другой стране. Нам с этим сложнее. Наши загранпаспорта с визами дают возможность кроме Бельгии посетить еще Голландию и Люксембург, которые, как известно, составляют объединение, называемое Бенилюкс. А местные могут поехать в Германию, Францию, Англию – это то что рядом, а так же в Испанию, Италию, словом в любую страну Европы без какого бы то ни было дополнительного оформления. Но мы постарались использовать хоть ту небольшую возможность, которая доступна нам.

Граница между Бельгией и Голландией представляет собой участок дороги, на котором скорость снижена до 60 км/ч. Непосредственно на границе установлена стойка со светофорами, которые обычно не работают. Да и нет там никого, кто мог бы тебя проверить. Говорят, так же легко уехать в соседние Германию и Францию. Но нам туда нельзя! Проезжая по территории Голландии убеждаешься, что это действительно житница Европы – фермерские хозяйства тянутся одно за другим. Довольно большие стада гигантских по нашим меркам коров пасутся на огромных лугах. Деревенская идиллия. Вдали стоит большой дом (обычно каменный) с различными надворными постройками, но внимательно разглядеть все это невозможно – средняя скорость движения по шоссе около 130 км/ч, поэтому все пролетает достаточно быстро. Там, в Голландии, мы остановились в городе Гааге – втором по величине городе после столицы. Это приморский портовый городок, где вся культурная жизнь проходит на побережье. Но оно же притягивает к себе и разного уголовного элемента, поэтому вечером там бывает небезопасно. Меня поразила грязь на улицах. Хотя всяческие потуги благоустроить город хорошо видны – очень много цветов – это ни в коей мере не ослабляет впечатление об оставляющей желать много лучшего чистоте. Движение там значительно менее дисциплинированное чем в Брюсселе, и переходя улицу, испытываешь вполне московские ощущения. А голландские дальнобойщики вообще славятся в Европе как самые большие дорожные хулиганы. К нам они, правда, пока не суются.

Засилье велосипедов ощущается везде. Вдоль всех дорог в городе сделаны специальные велосипедные дорожки со своими перекрестками и светофорами. Велосипедист имеет преимущество и перед машиной и перед пешеходом, поэтому, что бы ни случилось, он почти всегда прав. Может так они борются за чистоту воздуха, поощряя самый экологически чистый вид транспорта? Велосипед в Голландии кроме средства передвижения является еще предметом возможной кражи, что совершается очень часто. Но, тем не менее, поощрительное отношение к велосипеду заметно даже по тому, что рядом с супермаркетами, наряду с автомобильной стоянкой почти всегда есть и велосипедная, оборудованная так, чтобы оставленный велосипед можно было пристегнуть к неподвижным сооружениям стоянки.

Называя между собой в шутку деньги гульденами, мы вдруг попали в страну, где этот самый гульден является основной денежной единицей. Конечно, поначалу у нас их не было, приехали мы туда с долларами, а когда хватились менять, оказалось что банки уже закрыты (они не тешат себя длительным оставанием на работе – дома есть дела, да и культурный отдых можно провести, благо море рядом.) С содроганием сердца запихали мы заветную 10-долларовую бумажку в разменный автомат, установленный прямо на улице. Проглотив ее, он сообщил, что это 10 долларов и даст он нам за них 14 гульденов (всего), тогда как обычный курс примерно 1.7 -1.85 гульденов за доллар. Но и за то спасибо – очень уже хотелось кушать, что мы и не замедлили сделать. Цены там значительно выше, чем в Брюсселе, поэтому после не очень плотного ужина мы вновь остались без денег. Но на следующий день мы это положение поправили и уверенно могли продолжать наши похождения.

Местный язык – гремучая смесь английского, немецкого и французского языков не оставлял ни какой надежды на возможность общения. Но оказалось, что вторым языком там является английский, и потому мы практически не испытывали проблем с общением. Заблудившись, легко находили дорогу, так как услужливые горожане охотно объясняли нам нашу ошибку.

Наиболее сильное впечатление – мини-голландия – парк наподобие мини-европы в Брюсселе – который называется Madurodam. Тут не стали разбрасываться на импортные здания, а сделали хорошие макеты своих наиболее известных сооружений. Общее ощущение от Madurodam’а значительно более сильное, чем от мини-Европы. Какой-то он более законченный, более продуманный, что ли. Модель поезда там ездит вокруг всего комплекса, и полный объезд занимает у него несколько минут. Экспозиция более интересная и несколько качественнее выполненная. Короче, классно!

Обратный путь из Голландии, конечно, шел по одному из ихних замечательных шоссе. Не имея возможности сравнивать с немецкими автобанами или американскими хайвеями, ихние дороги по сравнению с нашими шоссе выглядят весьма недурственно. Покрытие не блещет, но тем не менее оно достаточно ровное, без всяких волн и без ремонтных заплаток, на которых машину кидает из стороны в сторону (о выбоинах нет и речи). Но самое главное тут даже не покрытие, а оборудование дорог. Здесь действительно сделано все, чтобы обеспечить безопасность движения. На шоссе нет ни каких перекрестков – все отклонения от основного направления организованы с помощью эстакад и дорожных развязок. А это сильная вещь! Перед развязкой на довольно приличном расстоянии установлены указатели направлений. Так вот, перестроение из ряда в ряд у них практикуется только перед такими развязками, а обычное движение идет практически строго по рядам, что создает дополнительные предпосылки для безопасной езды. При подъезде к началу развязки обязательно присутствуют полосы торможения. Хотя особо тормозить и не приходится – почти на всех развязках радиус поворота выбран таким, что его можно пройти на скорости 90-100 км/ч с хорошим запасом. Поэтому развязки представляют собой очень большие сооружения. Поток транспорта плавно уходит с основной трассы на эстакаду и так же плавно вливается потом на другое направление. Изобилие указателей, казалось бы, не дает возможности заблудиться, но все же необходим небольшой навык в ориентировании и некоторое знание местности. Один раз, когда мы ехали на посольском автобусе в один из луна-парков, то из-за ремонта дороги пришлось свернуть со знакомого маршрута и мы заблудились. Ни карта, ни объяснения остановленных водителей не помогли нам найти цель нашей поездки. Лишь когда мы встретили полицейский патруль, наши неприятности закончились – машина полиции (бесплатно) сопровождала нас до самого парка в течение 10-15 километров. Интересно, наша доблестная милиция смогла бы так? А уж как организованы объезды, это просто сказка! Если, к примеру, на крайней полосе ведутся какие-то работы, то задолго до того, как на дороге будут стоять машины, установлена огромная мигающая стрелка, указывающая направление объезда. После нее по разделительной полосе установлены фишечки, наподобие тех, что ставят у нас при окраске дорог. Непосредственно возле места проведения работ стоят сигнальные столбики с фонариками наверху, которые загораются один за другим, так что выходит бегущая дорожка, показывающая опасную зону. И интересно, что никто не лезет ни в загороженный ряд, ни на обочину, ширина которой достаточна для движения большого грузовика – так не положено. Все спокойно стоят в один ряд и медленно продвигаются вперед.

Но, несмотря на все эти энергичные меры, аварии все же случаются. Но это уже событие, так как на таких скоростях последствия довольно печальные. Одну такую аварию мы видели. Произошла она на встречной полосе, как обычно отделенной от нашей полосой кустарника, поэтому не удалось разглядеть, что же случилось, но последствия были видны хорошо. Движение перекрыто, вокруг места аварии большое количество полицейских машин и машин скорой помощи, а сзади огромнейшая пробка. В просвет кустарника мы увидели, как кто-то в этой пробке разложил на капоте машины бутерброды и трапезничал – дело то долгое. Не хотел бы я в такую пробку попасть.

Под занавес нам удалось лицезреть еще одно замечательное действо, под названием ковер цветов. Безусловно, нам повезло, так как это событие происходит раз в 2 года, соответственно, в последний раз это было в 1992 году, и вот произошло этим летом. Открылся этот ковер 12 августа и мы в последний день перед отлетом в Москву попали туда. Событие это происходит на центральной площади Брюсселя, которая называется Гранд Пляс. Это не слишком большой клочок покрытой булыжником территории, со всех сторон окруженный старинными зданиями, среди которых и королевский дворец (не надо забывать, что Бельгия – королевство с действующей королевой). Так вот, ковер из цветов выкладывается на всю эту площадь. Зрелище грандиозное! Тонны лепестков тюльпанов устилают площадь. Различными цветами выложены красивые узоры и гербы провинций. В середине ковра были сделаны 3 фонтана. Каждый раз ковер отличается от предыдущего и узор ни разу не повторяется. Конечно, на это лучше смотреть с большой высоты, но с королевского балкона, (куда всех желающих пускают за 50 франков) расположенного на 2-м этаже ковер, тоже выглядит впечатляюще. Конечно, это надо видеть. Вокруг ковра расположены небольшие ресторанчики, которые в эти дни, вероятно, здорово обогатили своих владельцев. Словом, хорошее зрелище в духе развитого капитализма.

Прочитал я все это, и понял, что не сумел донести ту необычайную атмосферу уверенности в завтрашнем дне, царящую в этом замечательном городе. Конечно, все это нужно увидеть самому, так как даже самый красноречивый рассказ не позволит представить все это в полном объеме. Как не печально это констатировать, но я понял, что мы отстали от них НАВСЕГДА без каких-либо шансов догнать. И дело не в наполненности магазинов или технической оснащенности, это дело наживное, дело в отношение людей к жизни, к окружающей их действительности, к своему будущему и к друг другу. Мне кажется, что нам это просто недоступно, что какой-то злой рок не дал нам чего-то, чем в полной мере обладают брюссельцы. Жалко и обидно. Возвратившись в Москву и проехав по нашей Шереметьевской дороге, которую я всегда считал неплохой, посмотрев на окружающие пейзажи и дома, ей-богу, на глазах навернулись слезы. И теперь мне очень легко понять тех, кто уезжает жить туда, подальше от нашей жестокой действительности, туда, где каждый может просто усесться на газон и всегда ощущать себя человеком.

Прошу простить за несколько несвязное повествование – впечатления всегда сильнее разума, а именно впечатления потянули меня на этот рассказ и именно они кидали меня из стороны в сторону в течение повествования.