09.1980 – 06.1988
Честно говоря, вспомнить почти нечего. Разве что учителя музыки – Пинаева Вильям Петровича (царство ему небесное) – замечательный был человек! Из всех преподаваемых в школе дисциплин наиболее хорошо в голове осела именно музыка, хотя по началу, из-за пропуска первых двух лет, казалось, что эта дисциплина никогда мне не подчинится. Мы не заучивали глупые пионерские песни (хотя при необходимости всегда их благополучно исполняли). Он рассказывал нам о настоящей музыке, о классических композиторах. Мы слушали произведения, биографии классиков, приобщались к великому искусству. Мне повезло – я успел сказать ему “спасибо” на выпускном. Еще, пожалуй, вспоминаются уроки по литературе, но по совершенно противоположной причине. Вся методика преподавания этого предмета вызвала у меня единственную устойчивую реакцию – никогда не читать классику. С тех пор я ни разу не открывал ни одной из книг классических писателей, которых мы “проходили мимо” в школе, за исключением мастеров фантастического или детективного жанра, которых мы, слава Богу, в школе не “проходили”.
Ну и, естественно, именно в школе я в первый раз познакомился с компьютерами. Учась в 9 классе мы попали под каток реформы системы среднего образования СССР и нам добавили в учебный процесс новый предмет – основы информатики и вычислительной техники. Преподавателей этого предмета в школе не было: дополнительные часы повесили на учительницу математики, которой до этих компьютеров было как до луны. И уж тем более в школе не было самих компьютеров: на практические занятия мы всем классом ездили на автобусе в другую школу. Занимались мы на СМ ЭВМ фирмы Mera. Там-то я и залип. Первой написанной мной программой был квест по мотивом недавно вышедшего фильма Кин-Дза-Дза, для запуска которой моему терминалу пришлось выделить значительно больший объём памяти, чем предполагалось для обычных учебных занятий. Вскоре устроился при этой же школе в кружок вычислительной техники (в Советском Союзе это всегда было бесплатно), где начал учиться программировать на бейсике при помощи популярного тогда компьютера Yamaha MSX2, поставляемого в учебные заведения под названием КУВТ2 – Комплекс Учебной Вычислительной Техники 2го поколения.
Для работы с этим компьютером даже переделал свой кассетник, чтобы можно было на кассету сохранять программы. Но можно было воспользоваться возможностью сохранить всё на дискету через учительский компьютер: они все были в сети. Тогда это всё казалось каким-то чудом… Узнав, что я хожу в кружок, меня освободили от уроков информатики, так как уже через месяц учительница перестала понимать то, о чём я ей пытался говорить во время уроков… 🙂
Помимо учёбы ни чем особенным не занимался. Пару лет походил на курсы игры на аккордеоне (до сих пор “пальцы помнят” к удивлению окружающих) в ближайшем ДЭЗ, по паре месяцев в бассейн и на атлетическую гимнастику вместе с двоюродным братом, с которым мы росли вместе, но ни в чем особых результатов не достиг. Все свободное от уроков время мы проводили во дворе. У нас был удобно расположенный двор на улице Власова, в нём собиралась большая компания из 3-4 рядом стоящих домов и вместе мы придумывали различные игры и развлечения и летом и зимой. Из уст в уста передавались тайные знания о самодельной пиротехнике и у нас частенько что-нибудь взрывалось или взлетало, благо для шумных экспериментов рядом, через дорогу, находился обширный пустырь, называемый Семёновским полем (ранее там находилась деревня Семёновская, в сады которой мы бегали за яблоками и сливами). Надо отдать должное нашему благоразумию: ни одного несчастного случая у нас не было и ни каких неприятностей мы своими экспериментами ни кому не доставляли. Но если Родине будет надо, собрать бомбу каждый из нас сможет без труда. 🙂